|
Текущее время |
В Москве: 17:42 |
В Пекине: 21:42 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные политико-экономические события в Китае
1 марта
На 7-ом заседании Постоянного комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей (ПК ВСНП) 11-го созыва, прошедшем с 25 по 28 февраля, приняты: «Закон КНР о безопасности продуктов питания» (Указ № 9), обновленная редакция «Закона КНР о страховании» (Указ № 11) и новая редакция «Уголовного кодекса КНР» (Указ № 10).
В 16 часов 13 минут под руководством Пекинского центра управления космическими полетами осуществлен успешный запуск спутника «Чанъэ-1» на Луну для выполнения задач по зондированию грунта её поверхности. Спутник достиг поверхности Луны и передал полученную информацию посредством фотоснимков. Запуск спутника стал началом реализации национальной программы Китая по изучению Луны.
4 марта
Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подписал «Правила КНР о порядке отзыва и утилизации отработавших электроприборов», который вступит в действие с 1 января 2011 г. Документ предписывает проведение специализированных работ по утилизации отслуживших свой срок электроприборов. Госкомитету КНР по развитию и реформе (ГКРР КНР) совместно с другими ведомствами Госсовета КНР поручено согласовать и подготовить перечень электробытовой техники, подлежащей утилизации. Создается специальный фонд и определен порядок выделении дотаций Минфином КНР на проведение необходимых мероприятий по утилизации; определены обязанности производителей электробытовой техники по созданию системы стандартов, а также импортеров и покупателей по утилизации отработанной электротехники.
5 марта
Выступая на открывшейся в тот же день 2-ой сессии 11-го созыва ВСНП, Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао отметил, что уменьшение затрат энергоносителей на единицу ВВП в 2008 г. составило 4,59% (против запланированных 4%). Премьер предложил следующие контрольные показатели экономического роста страны на 2009 г.: рост ВВП на уровне 8,0%, контроль безработицы в пределах 4,6%, рост инфляции не более 4,0%; повышение доли расходов на НИОКР до 1,58% величины ВВП (против 1,52% в 2008 г.) при увеличении расходов центрального бюджета на их проведение на 25,6% (против +16,4% в 2008 г.) - до 146,1 млрд. юаней (или 21,4 млрд. долл.); расходы на нужды обороны 472,87 млрд. юаней (+15,3%, около 68,06 млрд. долл.); рост доходов городского и сельского населения по 6,0% (против роста в 2008 г. на +8,4% у городского населения, или до 15781 юаней, и на +8,0% у сельского населения, или до 4761 юаней); контроль естественного прироста населения в пределах не более 7,5 промиля (против +5,08 промиля в 2008 г.).
6 марта
На пресс-конференции в рамках 2-ой сессии 11-го созыва ВСНП председатель Госкомитета КНР по развитию и реформе (ГКРР КНР) Чжан Пин заявил, что для решения вопроса эффективного использования 4 трлн. юаней инвестиций в рамках пакета мер экономического стимулирования, определенных Госсоветом КНР в октябре-ноябре 2008 г., необходимо сделать "два уточнения" и "два ужесточения". «Два уточнения» подразумевают: уточнение объектов инвестирования и степени ответственности за их реализацию; «два ужесточения» предусматривают строе соблюдение процедуры утверждения проектов с участием основных ведомств Госсовета КНР: финансов, землепользования, охраны окружающей среды и кредитования со стороны основных государственных и коммерческих банков страны, а также ужесточение контроля за ходом использования средств. По словам Чжан Пина, предусмотренные для стимулирования экономики 4 трлн. юаней будут направлены, главным образом, в сельское хозяйство, инфраструктурное строительство, реализацию мер по охране окружающей среды, содействие технической реконструкции отраслей, решение вопросов в социальной сфере. Для ужесточения контроля за расходованием выделяемых средств созданы 24 инспекционные группы из представителей ряда государственных структур. Как констатировал Чжан Пин, из 4 трлн. юаней сумма в 3,6 трлн. юаней будет выделена из средств бюджета центрального правительства – остальные средства будут выделяться по линии бюджетов местных правительств и банковской системы. На реализацию проектов, связанных с улучшением жизни населения, из средств центрального бюджета будет профинансировано около 370 млрд. юаней, реализацию инфраструктурных проектов - около 1,5 трлн. юаней, проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры - около 150 млрд. юаней, экологических проектов - 210 млрд. юаней, на упорядочение производственной структуры и техническую реконструкцию ключевых отраслей - 370 млрд. юаней, восстановление районов, пострадавших от землетрясения в мае 2008 г. в провинции Сычуань. - 1 трлн. юаней.
11 марта
Министерство финансов, Министерство науки и технологий КНР, Госкомитет КНР по развитию и реформе, Министерство промышленности и информатизации КНР опубликовали согласованный План, предусматривающий проведение эксперимента по внедрению транспортных средств, работающих на альтернативных источниках энергии. Местами для проведения эксперимента были определены следующие города: Пекин, Шанхай, Чунцин, Чанчунь, Далянь и другие 13 городов. Целью экспериментальных работ является выявление будущего направления развития автопрома КНР применительно к использованию новых источников энергоносителей, стимулирование развития энергосберегающих производственных мощностей, использование международного опыта в области создания экологически чистого транспорта.
Министерство финансов КНР уведомило о выделении 1 млрд. юаней (около 147 млн. долл.) в виде субсидий на предоставление кредитных гарантий среднему и малому бизнесу. В уведомлении Минфина отмечается, что на получение субсидий смогут претендовать 330 финансовых учреждений "с налаженной системой управления и необходимым потенциалом для предотвращения рисков".
12 марта
На проходящей в Пекине 2-ой сессии 11 созыва ВСНП утвержден доклад Минфина КНР по исполнению центрального бюджета за 2008 г. и его контрольным показателям на 2009 г. В 2008 г. доходы центрального бюджета увеличились на 17,5% и составили 3 трлн. 361 млрд.192 млн. юаней (483,76 млрд. долл.) - отмечено, что в первой половине 2008 г. динамика прироста доходной части бюджета составляла 33,3%, а во второй половине 2008г. лишь 5,2%; расходы (включая трансферты в местные бюджеты и дотации по оказанию помощи при стихийных бедствиях) повысились на 22,8% и составили 3 трлн. 631 млрд. 992 млн. юаней (522,73 млрд. долл.). Дефицит центрального бюджета в 2008 г. достиг 270,8 млрд. юаней и был на 35,4% выше уровня дефицита в 2007 г. Дефицит центрального бюджета составил 0,90% ВВП (против 0,81% в 2007 г.). На 2009 г. доходы центрального бюджета запланированы в размере 3 трлн. 586,0 млрд. юаней (+6,7%), плюс 50,5 млрд. юаней будет направлено в стабилизационный фонд; расходы центрального запланированы в размере 4 трлн. 386,5 млрд. юаней (+20,8%): дефицит центрального составит 750,0 млрд. юаней (+176,9%), или почти 2,31% размера ВВП – с учетом дефицитов местных бюджетов в объеме 200,0 млрд. юаней совокупный дефицит государственного бюджета достигнет 950,0 млрд. юаней. Остаток суммы внутреннего государственного долга за 2008 г. утвержден в размере 5 трлн. 327 млрд. 76 млн. юаней (+2,3% относительно 2007 г.), что было в пределах утвержденной суммы на год в размере 5 трлн. 518 млрд. 585 млн. юаней. На 2009 г. лимит остатка по внутреннему государственному долгу утвержден в размере 6 трлн. 470 млрд. 835 млн. юаней (+21,47%).
14 марта
Народный банк Китая (Центробанк) распространил доклад "Мировой финансовый рынок-2008", в котором отмечается, что «валютные резервы Китая не понесли серьезного ущерба от финансового кризиса, поразившего весь мир». По состоянию на конец 2008 г. валютные резервы Китая достигли 1,95 трлн. долл. США, при этом их прирост в первом полугодии составил 280,6 млрд. долл., во втором - 137,2 млрд. Как "в целом благоприятное" оценивается в докладе состояние платежного баланса страны, в котором в 2008 г. зафиксировано некоторое замедление темпов роста активного сальдо. Так, по предварительным подсчетам, положительное сальдо «по текущим операциям» за 2008 г. выросло примерно на 20%, но при снижении динамики прироста на 27 процентных пунктов по сравнению 2007 г. Доля положительного сальдо в ВВП страны снизилась с 11 до 10%. По данным НБК по состоянию на конец 2008 г., каждый гражданин КНР в среднем является держателем 1,75 банковского счета – по состоянию на 31 декабря 2008 г. в общей сложности имелось 2,4 млрд. личных банковских счетов, что на 9,3% (хотя динамика прироста была на 0,4 процентного пункта ниже). У населения, проживающего в экономически развитых восточных районах Китая, банковских счетов больше, чем у жителей других районов страны. В Пекине данный показатель составил 7,33 счета, за ним следуют Шанхай и Фуцзянь - 5,89 и 3,43 счета соответственно.
Госсовет КНР санкционировал подготовленный Минфином КНР, Министерством промышленности и информатизации КНР, Минкоммерции КНР, Главной торгово-промышленной администрацией КНР, Главным государственным управлением КНР по контролю качества, инспекции и карантину, Министерством общественной безопасности КНР совместный План, предусматривающий расширение объемов продаж автомобилей и мотоциклов в сельской местности Китая. Согласно документу, в период с 1 марта по 31 декабря 2009 г. маломощные транспортные средства (в т.ч. и трехколесные), используемые крестьянами, будут заменены на современные грузовики и мини-вэны. При покупке новых автомобилей за каждое сданное в счет обмена транспортное средство сельским жителям будет выплачиваться компенсация в размере от двух до трех тысяч юаней. В период с 1 февраля 2009 г. по 31 января 2013 г. при покупке мотоциклов сельские жители смогут получить компенсацию в размере 13% от цены мотоциклов. 16 марта
Минкоммерции КНР опубликовал "Правила КНР об управлении размещением капитала за границей". Документ предусматривающее реформирование системы управления и содействие упрощению формальностей в целях оказания поддержки китайским предприятиям в "выходе за границу". Право наделения полномочиями будет передано низовым организациям - примерно 85% подаваемых заявок на размещение капитала за границей, не влияющих на двусторонние политические, экономические и торговые отношения (при отсутствии ущерба национальной экономической безопасности, нарушении\ международных обязательств и т.д.), будет передано полномочным ведомствам народных правительств на уровне провинций. Значительно упрощается сама процедура рассмотрения и санкционирования: предприятиям будет достаточно заполнить всего лишь одно заявление и в течение трех рабочих дней получить "Сертификат на размещение капиталов за рубежом". Ответственность за техническое и экономическое размещение капитала за границей возложена на само предприятие.
17 марта
Минфин КНР и Главное государственное налоговое управлением КНР опубликовали совместное «Уведомление о продлении срока проведения мероприятий по льготному налогообложению лиц, вновь устроившихся на работу». Срок проведения мероприятий пролонгирован с 1 января по 31 декабря 2009 г. В документе подчеркивается, что «в течение трех лет с лиц, занятых индивидуально-частной деятельностью, ежегодно будет удерживаться 8000 юаней в качестве единого фиксированного налога в обмен на налоги: на хозяйственную деятельность, налога на городское строительство, налога на прибыль».
Государственный комитет КНР по контролю над ценными бумагами обнародовал «Временные правила КНР по контролю над фондовыми брокерами» (вступают в действие с 13 апреля 2009 г.). Документ регламентирует условия получения лицензий брокерами фондовых компаний, брокерскую деятельность, ответственность фондовых компаний за управление брокерами и др. Правила ориентируют на повышение профессионального уровня брокеров на отечественном фондовом рынке и защиту интересов инвесторов. Так, брокеру необходимо зарегистрироваться в Китайской ассоциации по фондовым операциям через фондовые компании и получить соответствующую лицензию, после этого он имеет право привлекать для фондовых компаний клиентов и совершать операции с ценными бумагами по поручению клиента и за его счет. Правила также требуют, чтобы фондовые компании подписывали формальные контракты о правах и обязательствах брокеров в целях защиты их интересов.
18 марта
Всемирный банк (ВБ) изменил прогноз роста экономики Китая в 2009 г., уменьшив динамику прироста ВВП с 7,5% до 6,5%. Это уже второй случай, когда ВБ снижает прогноз роста ВВП Китая в 2009 году: в ноябре 2008 г. ВБ уже понижал прогноз с 9,2% до 7,5 %. В то же время в докладе ВБ отмечается, что «макроэкономическая ситуация Китая в целом остается достаточно прочной - темпы роста экономики в Китае, как ожидается, все-таки окажутся выше, чем в большинстве других стран мира». ВБ отметил, что «проводимая китайским правительством политика по стимулированию инвестиций способствует достижению краткосрочной цели экономического роста».
Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел очередное заседание правительства, на котором обсуждались вопросы: о разделении ответственности между правительственными ведомствами при выполнении основных задач по социально-экономическому развитию страны в текущем году, поставленных в Докладе о работе правительства на прошедшей 2-ой сессии ВСНП 11-го созыва; рассмотрение «Государственной средне- и долгосрочной программы в области предупреждения лесных пожаров» и проект «Закона КНР о Народной вооруженной милиции». Вэнь Цзябао отметил, что «для надлежащего выполнения поставленных целей и задач необходимо приложить все усилия для противостояния мировому финансовому кризису, набирающему обороты, и обеспечить стабильное экономическое развитие страны в сложившихся условиях. Это напрямую влияет на возможность Китая занять ведущее место в мире в условиях кризиса, предотвращение экономического спада, укрепление и преумножение полученных результатов от проводимой политики реформ и открытости». На заседании отмечалось, что Китай является одним из государств с самым большим количеством возникающих лесных пожаров. Разработка и осуществление «Программы по развитию в области предупреждения лесных пожаров» является важной мерой в укреплении комплексных возможностей Китая по предупреждению лесных пожаров, устранению причин их возникновения, а также поддержанию безопасности населения и его имущества. Принятие проекта «Закона КНР о Народной вооруженной милиции» призвано создать правовую основу для выполнения ею своих задач в новых условиях.
19 марта
По информации Минфина КНР, в 2009 г. в Китае впервые в истории страны будет осуществлен выпуск региональных облигаций госзайма местных правительств на сумму 200 млрд. юаней (около 29,4 млрд. долл.) – эти облигации будут выпущены Минфином КНР от имени местных правительств с ориентацией на различных инвесторов. Срок погашения этого госзайма составит 3 года. Выпускаемые облигации будут котироваться на межбанковском рынке ценных бумаг и фондовых биржах страны. Региональные облигации госзайма являтся документарно-учетным госзаймом, субъектами выпуска и погашения которых являются провинции, автономные районы, города центрального подчинения и города, включенные в государственный план в качестве отдельных хозрасчетных субъектов. По оценке Минфина КНР, «выпуск административными единицами провинциального уровня местных облигаций является одной из важнейших мер, направленных на противодействие глобальному финансовому кризису и расширение внутреннего спроса».
20 марта
Канцелярия Госсовета КНР официально опубликовала «Программу регулирования и возрождения автомобилестроения на период 2009-2011 гг.» - в Программе предусматривается выпуск и реализация в 2009 г. свыше 10 млн. автомашин. В Программе подчеркнута «необходимость обеспечения в течение ближайших трех лет 10-процентного среднего роста производства и продаж автомобилей, доведения до более чем 40% рыночной доли легковых автомобилей с объемом двигателя до 1,5 литров, создания двух-трех автогигантов с годовым объемом производства и реализации свыше 2 млн. единиц автотранспорта». Программа также предусматривает «расширение рыночной доли автомашин отечественных марок, повышение уровня освоения и разработки автомобилестроения, реализацию стратегии производства автомобилей с использованием новых источников энергии, снижение налогов на приобретение автомобилей» и т.п.
22 марта
В северном пригороде Пекина начато строительство крупнейшей в Китае современной птицефермы - в деревне Фаньгэчжуан пекинского района Пингу состоялась церемония закладки первого камня в фундамент фермы, на которой присутствовал вице-мэр Пекина Ся Чжаньи. Проект по сооружению птицефермы, объем инвестиций в который составит 582 млн. юаней (около 86 млн. долл.), осуществляется совместными усилиями администрации района Пингу, тайландской компании "Чжэн Да" ("Charoen Pokphand Group"), Пекинского банка и Китайской кооперации крестьян. Проектная мощность производства фермы составит 3 млн. штук яиц. После запуска в эксплуатацию ферма будет ежегодно поставлять 45 тыс. тонн яиц рыночной стоимостью в 500 млн. юаней. Ферма будет оснащена современным оборудованием для содержания птиц и приборами карантинного контроля. Кроме того, на ферме будет установлена специальная линия по утилизации помета, с помощью которой можно будет производить до 30 тыс. тонн экологически чистых удобрений для выращивания фруктов и овощей.
23 марта
Народный Банк Китая (НБК –Центральный банк) и Государственный комитет КНР по контролю за банковской деятельностью совместно опубликовали «Положение о дальнейшей корректировке структуры кредитования с целью обеспечения стабильного экономического роста народного хозяйства страны». В документе отмечается необходимость дальнейшего распределения кредитов на места в ключевые инвестиционные проекты, а также совершенствования механизма выдачи кредитов, расширения возможностей финансирования предприятий малого и среднего бизнеса, ускорения темпов создания структур по кредитному обслуживанию малых и средних предприятий, усиления создания кредитной системы предприятий, поощрения развития электронной торговли между предприятиями.
25 марта
Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао провел очередное заседание Правительства, на котором рассмотрены и приняты: 1) «Предложения Госсовета КНР об ускоренном развитии в г.Шанхае современной индустрии услуг и передовой обрабатывающей промышленности, о строительстве в городе международного финансового центра и международного центра судоходства»; 2) принято решение о повышении ставки возврата НДС при экспорте некоторых видов товаров. На заседании отмечалось, что за 30 лет проведения политики реформ и открытости в социально-экономическом развитии Шанхая достигнуты значительные результаты. В условиях противостояния международному финансовому кризису содействие ускоренному развитию современной индустрии услуг и передовой обрабатывающей промышленности Шанхая, а также строительство международного финансового центра и международного центра судоходства в городе имеют важное значение для выявления еще большего потенциала Шанхая в обслуживании районов дельты реки Янцзы, а также всей страны. Участники заседания внесли предложение о завершении к 2020 г. в Шанхае строительства международного финансового центра и международного центра судоходства. В качестве очередной меры по противостоянию международному финансовому кризису и стимулированию экономического роста вновь принято решение увеличить ставку возврата НДС при экспорте ряда товаров: с 1 апреля 2009 г. эта ставка возврата НДС будет увеличена на продукцию текстильной, швейной, легкой, нефтехимической и электронно-информационной промышленности, а также цветной металлургии.
Госкомитет КНР по развитию и реформе (ГКРР КНР) принял решение повысить с 25 марта 2009 г. цены на бензин и дизельное топливо на 290 и 180 юаней за тонну соответственно - в заявлении ГКРР КНР отмечается, что «данная мера предпринята в связи с наметившейся тенденцией удорожания сырой нефти на международном рынке. Решение о повышении цен принято, исходя из стремления по дальнейшему усовершенствованию механизма ценообразования, который позволяет более оперативно реагировать на изменившуюся ситуацию на мировом рынке нефти». До этого - 18 декабря 2008 г. и 14 января 2009 г. - на фоне резкого спада мировых цен на сырую нефть, правительство Китая дважды снижало цены на бензин и дизельное топливо - в первый раз на 900 и 1100 юаней за тонну соответственно, и на 140 и 160 юаней во второй раз. Тем самым, повышение цен происходит впервые с декабря 2008 г.
|